Перейти на сайт


народ.ру

Тельмановец - наш лагерь!

Текущее время: 29-03, 04:16

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 12-11, 16:48 
Не в сети
Белая и пушистая админша
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16-12, 17:29
Сообщения: 333
Если у кого есть или появится какая-либо информация о фабрике - пишите сюда!

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-11, 16:49 
Не в сети
Белая и пушистая админша
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16-12, 17:29
Сообщения: 333
Я вот нечаянно наткнулась на это -
"Демонтаж памятника советским воинам в столице Эстонии в прошлом году вызвал законное возмущение большинства россиян. Но, осуждая подобные действия в других странах, всегда ли умеем мы у себя дома достойно хранить память о павших? Вопрос отнюдь не праздный. Наша газета уже писала о ситуации на бывшей Московской гардинно-тюлевой фабрике им. Э. Тельмана, где в связи с выводом предприятия с занимаемой территории встал вопрос о сохранности монумента работникам фабрики, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Руководство предприятия нашло возможность сохранить памятник. К сожалению, так бывает далеко не всегда."

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 31-03, 19:47 
Не в сети
Белая и пушистая админша
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16-12, 17:29
Сообщения: 333
В 1888 году фабрикант Флетчер организовал в Москве гардинную фабрику, где установил многочелночные гардинные машины. В 1889 году Торговый Дом Гивартовского и фабрикант Флетчер объединили свои фабрики в одну и назвали ее "Товарищество Московской кружевной фабрики", которую после революции переименовали в Московскую гардинно-кружевную фабрику им. Э. Тельмана.

В годы социализма фабрика им. Э. Тельмана являлась одним из самых крупных производителей гардинно-кружевных изделий в СССР. В 70-е годы прошла реконструкция и перевооружение на основовязальное оборудование немецкой фирмы "Карл Майер".

Предприятие было приватизировано в 1993 году.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-02, 00:16 
Не в сети
Белая и пушистая админша
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16-12, 17:29
Сообщения: 333
Нарыла в сети:)
Светлана Зотова
Изображение

Прядильный цех
Изображение

Изображение

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-02, 00:26 
Не в сети
Белая и пушистая админша
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16-12, 17:29
Сообщения: 333
Немаленькое владение 4 по Большому Саввинскому переулку -- территория современного АО "Гардекс" -- это скромные остатки некогда могущественной кружевной империи. За более чем столетнее существование империя пережила невиданный взлет, а затем постепенное падение и угасание, потеряла свои колонии, а вскоре и вовсе прекратила существование, как всякое неконкурентоспособное предприятие. От империи осталась только земля, золотая земля с выходом на набережную Москвы-реки, идеальное место для фонтанирующих идеями архитекторов и наивных инвесторов. Впрочем, они об империи не знают ничего.

В 1886 году Торговым домом А. Гивартовского и Ко (объединившим капиталы выходца из большой немецкой купеческой семьи Александра Гивартовского и фабриканта-англичанина Томаса Флетчера) в фабричных зданиях в квартале между Большим Саввинским переулком и Саввинской набережной были установлены первые в Москве, да и в России кружевные машины. Через год, в 1887-м, хозяин предприятия, убедившись в успехе продукции -- машинных кружев -- на рынке, закупил в Англии четыре многочелночные машины "Ливерс", чье название и легло в основу целого ряда московских топонимов. Затем закупка оборудования и модернизация фабрики проходила постоянно -- немец Гивартовский не скупился, приобретая технические новинки и постоянно улучшая качество и расширяя ассортимент продукции. И да, инженеров и мастеров в цеха он тоже выписывал из-за границы.

Изображение


Модернизация производства требовала значительных финансовых вложений, и в 1889 году Торговый дом Гивартовского и Ко преобразуется в акционерное общество с уставным капиталом в 1 миллион рублей под названием "Товарищество Московской Кружевной фабрики". Так удается аккумулировать средства для постройки новых корпусов и закупки новой техники. Дальновидная политика дала свои результаты уже в 1896 году: на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде продукция Торгового дома получила золотую медаль.

Пломба времен "Товаричества..."
Изображение

К 1900 году на фабрике установлено более 40 больших и около 400 мелких отделочных кружевных машин. Их приводили в действие 5 собственных паровых машин общей мощностью 335 лошадиных сил. Для освещения фабрики и фабричных домов работали две динамо-машины и собственный газовый завод. На фабрике работало 400 мужчин и 800 женщин, вчерашних крестьян: мужчины на основном оборудовании, женщины на подсобных работах.

Изображение

Изображение

Работницы басонной апертуры: вчерашние крестьяне и крестьянки:
Изображение

Общежитие прямо на территории фабрики. Мужская спальня:
Изображение

Все это хозяйство требовало, прежде всего, не случайных, а правильно спроектированных и удобных в эксплуатации площадей. Поэтому после принятия очередного решения о постройке/перестройке помещений фабрики дирекция приглашает -- впервые, заметим, -- специалиста-архитектора, Траугота Бардта.

Траугот Яковлевич Барду родился в 1873 году в Санкт-Петербурге, в семье выходца из Германии (ну да, немец немца и позвал). В 1903 году он закончил архитектурное отделение Императорской Академии художеств и тогда же, вслед за родителями, переехал в Москву. В начале своей карьеры он выполняет довольно второстепенные заказы, проектирует пристройки и перестройки (от этого времени сохранился только гимназический корпус лютеранского училища, сейчас это служебные помещения ЦАГИ). В 1905 -- первый большой заказ, особняк Клеопиной в Гороховском переулке, 7. И в 1906, по заказу Гивартовского, проектирует фабричные корпуса для "Товарищества Московской Кружевной фабрики" -- краснокирпичные здания с адресацией 11 и 13 по Саввинской набережной. (Прежняя, еще вполне крепкая застройка, впрочем, при проектировании была сохранена, хоть и перестроена.) Для компаньонов Гивартовского тогда же строятся корпуса фабрики на Дербеневской набережной, 7. Это его первые "автономные" работы в области промышленной архитектуры.

Таким Бардт приступил к работе у Гивартовского:
Изображение

В предреволюционные годы Теодор Яковлевич востребован повсеместно, и в Москве, и в Санкт-Петербурге (Петрограде): в обеих столицах промышленный и строительный бум. И даже в первые послереволюционные годы ему предлагают работу по специальности -- возглавить проектное отделение ярославского Горсельпрома, и заниматься восстановлением разрушенного эсеровским мятежом Ярославля. Бардт попросил оплаты "как при царе" -- его назвали шкурником и на год посадили в тюрьму.

Но и после заключения он работает, как работал. Разве что не может сойтись во мнениях с молодыми архитекторами-конструктивистами, и из-за конфликтов вынужден менять места работы. Он участвует в архитектурных конкурсах, и неожиданно его и художника М. Курилко проект "театра планетарно-панорамного типа" решают реализовать в Новосибирске. Архитектор едет строить в Сибирь.

Новосибирский театр оперы и балета, в основу которого лег проект Бардта, строился с 1931 по 1945 год. Самого же архитектора, уже немолодого к тому времени, арестовывают: в 1934 за участие в нелегальной фашистской организации (5 лет лишения свободы с заменой на высылку в Новосибирск! а он и так уже там…), в 1938 -- за подготовку взрыва железнодорожного моста через Обь (приговор военного трибунала -- расстрел, однако дело вернули на доследование, и в 1941 опять заменили приговор на 5-летнюю ссылку, но под Семипалатинск). Бардт выдержал более 80 допросов и не дал обвинительных показаний ни на себя, ни на других: собственно, только поэтому дело развалилось и расстрел заменили ссылкой. Но здоровье было уже не то -- и в марте 1942 года, в возрасте 69 лет архитектор умирает. Место его захоронения неизвестно.

Фотография из следственного дела 1938 года: не сломали:
Изображение

На счету Т.Я. Бардта есть еще одна очень интересная и в силу специфики времени анонимная работа: проектирование сцены для Театра Советской армии. Но вернемся к Кружевной фабрике.

Не без забастовок, но, впрочем, достаточно мирно, Московская Кружевная фабрика досуществовала до 1919 года и была национализирована. Оставшись без дирекции, инженеров, сменных мастеров, рабочих (их число сократилось до 200) а главное, без сырья и топлива, фабрика простояла законсервированной до 1921 года. А затем на фабрике появился красный директор, и началось восстановление производства. Что, впрочем, до поры до времени нисколько не сказывалось на архитектурном облике района, что-что, а промышленные здания при проклятом капитализме строили на славу.

Чтобы не углубляться в дебри производственных и социальных проблем, остановимся на только одном моменте: Товарищество Кружевной фабрики впервые поменяло свое название в 1922 году. Трудовой коллектив выбирал между "1-й Советской кружевной фабрикой "Валансьен", "Московской кружевной фабрикой "Роскошь" и, наконец, "Кружевной фабрикой "Ливерс", по названию машин для производства кружев. Выбор был сделан в пользу "Ливерса" -- и следом в соседнем переулке появился кооперативный магазин фабрики, "Ливерс", уже не менявший своего названия никогда, детский сад фабрики "Ливерс" в усадьбе Грачевых (Большой Саввинский, 6), рабочая школа № 13 фабрики "Ливерс" в здании напротив проходной, там, где сейчас "Машиноаппарат" и т. д., и т. п.: обширна была империя, пусть и небогата.

На территории фабрики в 1928 году Сергеем Юткевичем был снят художественный фильм "Кружево", в котором рабочие сыграли в массовке самых себя, а заводской двор -- себя, без всяких декораций. Но это, как и бурная общественная жизнь на фабрике, отдельная обширная тема. Качество перехватов вот только поганое, но кое-что разобрать можно.

Двор фабрики, 1928. В центре -- нижняя часть трубы, разобранной при реконструкции фабрики в конце 1960-х:

Изображение

Цех. Видно немного, но понятно, что со времен Гивартовского мало что изменилось:
Изображение


Заводской двор:

Изображение

Еще двор и окошечки:
Изображение

Фонарь у проходной:

Изображение

Фантазия художника на производственно-бардтовскую тему: это не реальный пейзаж, а мультипликат для фильма, хотя оконные проемы художник изобразил достоверно:

Изображение

А это, извините, мой любимый персонаж фильма, секретарша фабричного управления:
Изображение


В 1936 году случился юбилей Эрнста Тельмана -- и "Ливерс", несомненно, по ходатайству рабочих, стал "Московской гардинно-тюлевой фабрикой имени Э. Тельмана". Вот и третье имя.

В войну на фабрике выпускали стропы для парашютов, после -- гардинно-занавесочный ассортимент. Благосостояние советского народа неуклонно повышалось, и спрос на тюли-гардины рос не по дням, а по часам. Но завезенная Гивартовским техника снашивалась и старела. Достаточные средства на модернизацию нашлись только в начале брежневского правления. С 1965 года на фабрике строятся новые корпуса: здание фабричного управления (1969), включающее в себя и бытовые службы (столовую, прачечную, профилакторий) выходит фасадом на Большой Саввинский переулок, бардтовские корпуса слева и справа замыкают новостройки, рассчитанные на размещение нового оборудования (начало 1970-х). Да, новое оборудование, как и при Гивартовском, везли из Германии, вернее, уже из ГДР и ФРГ. Одновременно были спроектированы жилые дома для работников и новый клуб, но полностью планы не осуществились.

1956, левая часть кадра:
Изображение

Однако даже при такой радикальной реконструкции здания, построенные в 1906 году, не тронули. В них, особенно в той части, которая выходила на заводской двор, разместили подсобные цеха. А вот корпуса, выходящие на набережную, по-прежнему использовались по назначению, в них работали кружевные машины. Для того, чтобы установить современное оборудование, пришлось разобрать, а затем восстановить оконные проемы.

1985:
Изображение

Но хоть на старом, хоть на новом оборудовании, но продукция Тельманки могла быть популярна только в условиях тотального дефицита. Прежних, дореволюционных высот фабрика так и не достигла, не помогло ни оборудование "Карл Майер", ни собственное ПТУ. Даже число работников накануне акционирования было ниже, чем у Гивартовского и Флетчера -- всего 1100 человек.

2006, фотография Михаила Чекалова (http://www.fotobank.ru/image/FB09-9023.html)
Изображение

2009, корпуса закрыты зеленой сеткой:
Изображение

2010, то, что удалось достать длинным объективом из-за забора:
Строение 13:
Изображение

Строение 11:
Изображение

Акционирование в 1993 году морально и материально устаревшего производства только ускорило его конец. Смена имени с привычного "Тельманка" на модерновое "АО "Гардекс" не помогла. Единственный капитал, оставшийся у акционеров -- это земля. И как распорядиться этой землей, они, естественно, знают лучше нас.

Инфа отсюда - http://lunteg.livejournal.com/97204.html

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron